
С древности особый интерес проявлялся к красному цвету. Слово «красный» на многих языках обозначает нечто красивое, прекрасное. Например, китайцы употребляют выражение «красное сердце» говоря об искреннем открытом человеке, в то время как сердце злого, коварного человека в их представлении «черное». Красный цвет часто ассоциируется с кровью и огнем, агрессией и сексуальными желаниями. Хотя, с другой стороны, часто красный – символ красоты, любви и жизни, власти и величия. В любом случае к красному всегда повышенное внимание и интерес. Совсем иное отношение сложилось к белому цвету.
Белый – символ чистоты, невинности, добродетели. Ведь белый цвет – это противовес черному. С кристальной белизной ассоциируют представление о явном, законном, истинном. Всем знакомо выражение «ясно, как белый день», так говорят когда все очевидно и понятно. Еще с античности белый означал стремление к духовной простоте, единство с божественным светом свыше. Однако белый цвет имеет отношение и к пустоте, молчанию и смерти. Славяне издавна умерших одевали в белые одежды и покрывали белым саваном. В странах Дальнего Востока белый цвет считается цветом траура, так было раньше и у славян. Черный цвет, как известно, символизирует горе, траур, страх.
В черное обычно одеты зловещие персонажи, которые приносят несчастье. Кроме того, черный цвет также символ чего-то сокровенного и скрытого, тайно желанного, ведь в темноте черной ночи многое можно скрыть. В арабских странах фраза «чернота глаз» означает любимую (может, потому что можно утонуть в черных глазах любимой).
Желтый – это цвет золота, солнца, зрелых колосьев. Вполне понятно, что ассоциируется желтый цвет с богатством и достатком. Часто желтый цвет служил характерным признаком знатных лиц из высших сословий. К примеру, монгольские ламы (религиозные учителя в тибетском буддизме) носят исключительно желтую одежду с красной отделкой. В то же время желтый – цвет осени, увядающих листьев, а иногда и болезни. Хотя скорее это относится к грязно-желтому или же очень блеклому. Желто-черный флаг на судне издавна обозначал карантин.
Насыщенный синий цвет ассоциируется с небом, глубиной и вечностью. Он также может символизировать постоянство и верность. В мифах часто синий цвет означает вмешательство божественных сил, цвет загадочности. И действительно, темно-синий близок к черному, поэтому его ассоциируют с тайной. Светло-синий и голубой, наоборот – уравновешенность чистого неба, покой спокойной воды. Если припомнить сказки и фантастику, то увидим, что в синий часто одеты маги и чародеи. В средневековье люди в голубых нарядах знали истину. Будда и Кришна – голубого цвета.
В зеленый цвет природа щедро украшает все весной, так как это цвет травы и листьев. Поэтому многие народы с зеленым ассоциируют молодость, надежду, незрелость, несовершенство. Зеленый цвет обычно действует успокаивающе. Видимо, если переусердствовать с успокаиванием, то нападает «тоска зеленая».

Сегодня символика цвета широко используется в бизнесе, особенно в рекламе. Основные цвета можно удачно использовать для рекламы товаров. На товарах верхнего ценового спектра очень распространено сочетание черного (синего) с золотым. Черный цвет эффектно выделяет логотип или изображение самого продукта, выполненного золотом. Очевидно, что это делается для того, чтобы сосредоточить внимание потребителя, показать значимость, эксклюзивность, престижность продукта. Например, этот прием можно увидеть на этикетках виски Johnny Walker (Red Label, Black Label), коньяка Comus или Hennessy. Таким образом подчеркивается, что вы нашли не простой напиток, а элитный. Этот же ход практикуется при разработке дизайна и рекламы также других дорогих товаров: духов, одеколонов, сигар.
Было замечено, что сочетание красного цвета с желтым создает ощущение радости, теплоты, веселья. Поэтому эти два цвета и используют такие бренды как McDonald’s, M&M’s, Chupa Chups и другие.
Есть также цвета, которые нежелательно сочетать, поскольку они могут вызвать негативные эмоции у потребителя и оттолкнуть от товара. Например, соединение фиолетового цвета с оранжевым, серого с коричневым или надпись белыми буквами на чисто черном фоне, не вызовет положительных эмоций, скорее, наоборот, может вогнать в депрессию.